Воспитание и
образование ребенку должны приносить пользу, но все чаще случается так, что
непослушание и апатия завладевают сознанием малыша или подростка. Он отказывается
выполнять возложенные на него обязанности, без особого желания ходит в школу. А
все так радужно начиналось! Цветные кубики с буквами и цифрами, развивающие
игры, изучение английского с двух лет. Вот уже талантливому чаду три годика, а
он знает все буквы, уже нескладно, но читает. Это было в детстве, когда
заботливая мама сидела в декрете, находила время для «супер»-малыша. А потом
выход на работу, переброс обязанностей по воспитанию и образованию на учителей.
И вот в дом приходит беда – неуправляемый и своенравный младший подросток. Что
делать, спросите Вы?
Еще Пифагор сравнивал детство с весной, когда только-только зарождаются
краски, выбиваются из-под еще промерзшей земли несмелые, но упрямые ростки. А
замечали ли вы, что природа не всегда спешит рано просыпаться? Есть природные
«скороспелы», выбрасывающие почки, листву, цветения…Но что получают за такую
поспешность? Ночные заморозки, порывистые ветра, возврат холодов и снегов. Потом
все лето стоят пустоцветом, с оголенными ветвями. Выживают лишь те, что более
приспособлены.
Большая же часть природы выжидает истинного тепла, а потом уже и
просыпается, принося долгожданные плоды. Так, где же вы видите вашего ребенка:
в роли «скороспела» и «осторожного ростка»?
Как не
превратить ребенка в «скороспела»
Вырастить из ребенка гения мечтает каждая мама, но возникает парадоксальная
ситуация. Общество не готово к рождению таких детей. Во-первых, признанных
гениев не так уж много. Может, 400 или 500 за все историю человечества. Во-вторых,
гений – это повзрослевший «ребенок», ведь иногда его поведение кажется нам
неадекватным, необычным. Не зря же идет сочетание «сумасшедший гений»!
Заботливая мама должна понимать, что она не просто воспитывает и развивает
ребенка, она формирует основу для судьбы человека из будущего. Помните, что дети – это другое поколение, а мы не
пророки, чтобы присчитать принципы и законы еще не сформированного общества,
где будет «обитать» наш повзрослевший малыш. Например, тридцать лет назад
культивировали в обществе профессии врачей, учителей, военных, инженеров. Это
была дань моде, престижу. Сейчас эти специальности не рейтинговые.
Теперь же молодые мамы с пеленок воспитывают «звезд» эстрады. Идет обычное
перенасыщение Парнаса Славы. Но удержаться ли там все? Может, кто-то и да, но большинство
будут повергнуты в пропасть. И беда не в этом, а в том, что дети становятся
ведомыми, предметом воплощения амбиций родителей. Таким малышам, позже
повзрослевшим, будет страшнее падать. А вот поднимутся ли они после жизненного
краха?
Так необходимо здравомыслие в процессе воспитания. Надо осознавать, что
личность может быть всесторонне развитой, просто талантливой, от природы
одаренной. И дар может касаться лингвистической, технической, машиностроительной
сферы, мира художеств, скульптуры, танца. Список этот необъятен, лучше
взрастить с пеленок «золотого» и счастливого мастера, художника, чем
посредственного вокалиста, хирурга например. Мода в воспитании не нужна, ведь
ребенок растет для будущего, и какая через двадцать лет профессия будет в
тренде трудно иногда прогнозировать. Призвание, любовь к делу должны стать
основополагающими.
Итак, если ваш малыш еще только
на пути взросления, подарите ему мир эмоций и впечатлений. Он с большей
благодарностью примет искренность, доброту, внимание, чем систематические
занятия, которые имеют за цель развитие
возможных талантов. Главный
инструмент познания – это чувства. Главный предмет развития – это воображение.
Мотивация действий – это любопытство. Еще Корней Чуковский утверждал, что
каждый из нас к двадцати годам мог бы стать выдающимся биологом, инженером,
математиком. Но беда в том, что приобретаемые нами знания тормозят пытливый ум,
уничтожают жажду к познаниям неизведанного мира.
Принципы
раннего развития
1.Дозированность. Ребенок до 6-7 лет не
должен чувствовать себя учеником, а просто маленьким исследователем. Не
обязательно составлять расписание, подбирать игры и упражнения для развития
сразу мышления, воображения, логики, памяти. Путь раннего развития лежит через
настроение и чувства.
2.Ненавязчивость. Спонтанные игры,
упражнения под настроение и настрой – вот тогда ранние методики развития
возымеют эффект. Задача родителей – подарить ребенку счастливое детство,
создать условия для всестороннего развития. Ребенок – не робот, когда начинаешь
его программировать, есть опасность сбоя системы.
3.Толерантность. Да, родители, надо быть
терпимее к ошибкам своих малышей.
4. Адекватность. Углубленное познание
чего-либо должно быть согласовано с интересами и склонностями малыша. Например,
если маленький «технарь» все время возится с аппаратурой, радуется общению с
пультом, клавиатурой, то, может быть, лингвистическое, а также билингвальное
развитие ему будет тягостным.
Итак, любые упражнения по развитию должны быть праздником, поводом ликовать.
Вспомните гениального поэта А.С. Пушкина, который когда-то в переписке с другом
Вяземским поделился радостью, что очередная поема завершена, а то, что она
оказалась шедевральной, служат теперь уже крылатые слова: «Ай да Пушкин! Ай да
сукин сын!». Это была похвала самому себе!!!
Предполагаемый
«продукт» раннего развития
Когда-то Корней Чуковский заявлял, что наши дети – это «умственные
труженики», которым приходиться познавать, распознавать, изучать, понимать
очень многое с первых дней жизни. И если дополнительно на них взгромоздить
искусственное «поучение», то усталость и апатия могу быстро огорчить их
существование.
Талант родителей в том, что они должны стать «невидимыми» учителями,
наставниками, которые как опытные мэтры могут без давления, излишней суеты
раскрыть загадки этого мира.
Хорошо развитый ребенок – это уравновешенный в эмоциях малыш, который
чувственно познает мир, может понять, что такое «хорошо», что такое «плохо». Он
может выражать свои мысли, распознавать и выбирать приемлемые пути достижения
поставленной цели, но, конечно же, не истериками. От родителей он получает не
только знания, но и подсказку, где же их применить. С юных лет воспитанник
осознает, что такое «трудолюбие» во всех смыслах. Помните, избитую фразу
композитора Чайковского о том, что муза не приходит к ленивым, она любит, когда
ее приглашают.
Итак, все что нужно двухлетнему малышу – это любовь родителей, которые и
изберут приемлемые методы воспитания и развития того же воображения,
эмоциональной сферы.
|